Обслуживание детей на ФАПе

Обслуживание детей младшего возраста

Преддошкольный возраст (1—3 года)

Преддошкольный возраст (1—3 года) характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. Этот возраст характеризуется тем, что у ребенка энергия роста в этот период хотя и ослабевает, но остается еще значительной. Идет быстрое созревание ЦНС, и совершенствуются двигательные навыки. В этом возрасте формируются наиболее сложные функции мозга, развивается познавательная деятельность, складывается характер и определяется поведение ребенка, повышается выносливость и предел работоспособности ЦНС. Так же, как и в грудном возрасте, в этом периоде у детей часто встречаются расстройства пищеварения и питания, проявления диатеза, рахита, анемии. Остается высокой частота острых респираторных заболеваний, пневмонии. Снижение пассивного и незрелость активного иммунитета повышает риск заболеваний детскими инфекциями, такими как корь, ветряная оспа, скарлатина и др. В этом же периоде формируется часть аллергических заболеваний, в частности, бронхиальная астма.

Детей второго года жизни фельдшер должен осматривать 1 раз в квартал. При осмотре оценивается физическое и нервно-психическое развитие, по показаниям назначается общий анализ крови, мочи, обязательно исследуется кал на яйца глистов. При каждом осмотре мать ребенка должна получить рекомендации по питанию, уходу, физическому воспитанию и закаливанию в зависимости от декретированного возраста.

С 2-х до 3-х лет ребенка осматривают 1 раз в 6 месяцев. Кроме контроля за соответствием физического и нервно-психического развития, необходимо следить за состоянием костной и мышечной системы, выявлять нарушения осанки, слуха, речи, стремиться привлекать к осмотрам врачей-специалистов.

Дошкольный возраст (5—7лет)

Оно проводится ежегодно, с осмотрами врачами-специалистами и клиническими исследованиями крови, мочи и кала.

Особое внимание уделяется осмотру детей, поступающих в детские дошкольные учреждения; желательно за 2—3 месяца до поступления провести диспансеризацию с осмотрами врачами-специалистами, проведением лабораторных исследований и профилактических прививок согласно календарю в соответствии с возрастом ребенка. В зависимости от уровня его здоровья и результатов последней диспансеризаци, назначаются средства, направленные на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета. В частности, необходимо рекомендовать настой элеутерококка, женьшеня, аралии, иммунала по 1—2 капли на год жизни, белкововитаминные комплексы, фитотерапию (настой шиповника, солодки, зверобоя, ромашки). В период высокой заболеваемости ОРВИ и гриппом — дибазол в течение10—15 дней, оксо-линовую мазь, интерферон.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение оформляется форма № 026/у по определенной схеме с обязательными рекомендациями на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию и закаливанию.

При оформлении детей в школу в соответствии с приказом № 186/203 МЗ Российской Федерации предварительно проводятся скрининг-тесты, определяются функциональные отклонения слуха, зрения, определяются тесты на «школьную зрелость» и составляется анкета для определения нарушений в деятельности различных систем организма. Всем детям проводится антропометрия, клинический анализ крови, мочи, кала на яйца глистов, комплексные углубленные медицинские осмотры специалистов (отоларинголога, хирурга, ортопеда, офтальмолога, невропатолога, стоматолога, а по показаниям — фтизиатра, кардиоревматолога, эндокринолога). Девочки перед поступлением в школу обязательно осматриваются гинекологом. Все данные осмотра и рекомендации заносятся в учетную форму № 026/у, которая передается в школу к началу учебного года.

На фельдшера, проживающего в сельской местности, возлагаются также задачи контроля за детьми, посещающими детские дошкольные учреждения и школу.

Согласно существующим положениям, в обязанности фельдшера входит:

• проведение медицинских осмотров и анализа результатов углубленных осмотров с составлением плана мероприятий, на-е правленных на укрепление здоровья детей;
• своевременное, согласно календарю, проведение профилактических прививок;
• контроль за санитарно-противоэпидемическим режимом и санитарным состоянием пищеблока;
• контроль за физическим воспитанием детей и режимом дня;
• проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении инфекций;
• проведение санитарно-просветительной работы среди персонала, родителей и учащихся школы.

Из патологических проявлений в возрасте полового созревания характерны функциональные расстройства нервной и сердечнососудистой системы. Подростки нередко жалуются на колющие боли в области сердца, сердцебиение, головные боли, что связано с расстройствами вегетативной нервной системы (так называемые сосудистые дистонии). В связи с гормональной перестройкой выявляются дефекты развития полового аппарата, развивается дисменорея, аменорея у девочек, а у юношей — усиленная функция сальных желез и образование угрей на лице, туловище, склонность к гипертрихозу. Большая напряженность нервной, эндокринной систем, обмена веществ создает условия для обострения ранее перенесенных аллергических заболеваний, туберкулеза, хронически протекающих инфекций. Особое место в работе с подростками занимает пропаганда здорового образа жизни, борьба с курением, употреблением алкоголя, использование наркотиков. Не менее важное значение имеет половое воспитание и профилактика СПИДа

При обслуживании детей всех возрастов фельдшер должен уметь правильно оценить состояние здоровья на момент осмотра. По определению ВОЗ, здоровье — это физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно этим критериям, дети по состоянию здоровья, подразделяются на пять групп.

• I группа — здоровые дети, не имеющие заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе.
• II группа также здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, иногда с начальными изменениями и физическом и нервно-психическом развитии, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний.
• III группа — дети с хроническими болезнями в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1—2 раза в год) обострениями хронических болезней, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными случаями острых болезней, нормальным уровнем функции организма.
• IV группа — дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия). Состояние субкомпенсации определяется более частыми (3—4 раза в год) и тяжелыми обострениями хронических болезней, частыми острыми заболеваниями, ухудшением функционального состояния различных систем организма.
• V группа — дети с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации (с непрерывно рецидивирующим течением и сильно прогрессирующей функциональной недостаточностью органов и систем).

Распределение детей по группам здоровья в процентном отношении:

• I группа—12—14%;
• II группа — 40—60 %;
• III группа — 30—35 %;
• IV—V группы—0,6—0,8—1,2 %.

Эффективность работы медицинского работника в работе с детьми оценивается по уменьшению числа детей, относящихся к III—IV группе, и переводу детей из II в I группу здоровья.

Одним из важных разделов в обслуживании детей на участке для фельдшера является плановая диспансеризация больных с хроническими заболеваниями. Задачи диспансеризации следующие:

• выявление отклонений в состоянии здоровья;
• проведение дополнительных методов исследования для подтверждения патологии и установления активности процесса;
• привлечение необходимых специалистов для санации очагов инфекции;
• организация в местных условиях и проведение реабилитационных мероприятий для профилактики обострений;
• отбор и направление в специализированные санатории и профилактории.

На каждого диспансерного больного фельдшер заводит учетную форму № 30/у и составляет план индивидуального наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий. На детей, направленных на санаторно-курортное лечение, заполняется санаторно-курортная карта и подробная выписка из истории развития ребенка с результатами лабораторно-клинических исследований и проведенными профилактическими прививками.

Противопоказанием к направлению в санаторий является:

• обострение основного заболевания;
активные и неактивные формы туберкулеза; . новообразования и заболевания крови;
• острые инфекционные заболевания и заразные заболевания кожи;
• контакт с инфекционными больными;
• отсутствие лабораторных и инструментальных обследований.

С профилактическими мероприятиями тесно связана лечебная работа, которая включает лечебную помощь на дому остро заболевшим детям или детям с обострениями хронических болезней, реабилитацию и диспансеризацию детей с врожденными и хроническими заболеваниями вне обострения.

Лечебная работа на дому предусматривает следующие обязанности:

• посещение больного ребенка в день вызова;
• первоочередное обслуживание детей раннего возраста и с высокой температурой тела, болями в животе;
• активное наблюдение за больными детьми до полного выздоровления.

Кратность и интервал посещений детей зависят от возраста ребенка, характера и тяжести заболевания, социально-бытовых условий. Дети первого года жизни наблюдаются на дому ежедневно до полного выздоровления или госпитализации их в стационар.

Показания к направлению в стационар больных детей следующие:

• дети первых трех месяцев жизни с любыми заболеваниями должны направляться в стационар;
• дети с инфекционными заболеваниями, протекавшими со средне-тяжелой и тяжелой формой течения болезни;
• при неэффективности проводимых мероприятий в первые 3—5 дней лечения или ухудшении состояния, создающем угрозу
жизни больного ребенка;
• при плохих социально-бытовых условиях семьи.

В направлении на госпитализацию фельдшер должен указать диагноз, тяжесть заболевания, сопутствующие заболевания, длительность и тяжесть заболевания, проводимое лечение и его эффективность, результаты лабораторных и инструментальных исследований, анамнез заболевания, индивидуальные особенности ребенка, перенесенные заболевания, эпидемиологическое окружение.

После выписки из стационара, не позднее чем через сутки, необходимо посетить ребенка на дому и после осмотра с учетом рекомендаций врачей стационара проводить реабилитационные мероприятия.

При оказании лечебной помощи фельдшер обязан владеть способами оказания неотложной помощи при различных состояниях и травмах, знать особенности их у детей, владеть знаниями посиндромной терапии и новейшими методиками оздоровления и выхаживания детей при различных инфекционных заболеваниях.

Организационная работа фельдшера состоит из нескольких раз делов, основными из которых являются: анализ и планирование деятельности, работа с учетно-отчетной документацией, внедрение передовых опыта и форм работы, повышение квалификации,работа и взаимодействие с общественными организациями.

Основными учетно-отчетными документами в работе с детским населением являются: учетная форма № 112/у «История paзвития ребенка» , форма № 63/у «Карта профилактических при вивок», учетная форма N 026/у «Медицинская карта на поступающего ребенка в дошкольное учреждение, школу, школу интернат и др.»; форма № 025-2/у «Статистический талон»; форма № 058/у «Экстренное извещение на инфекционного больного», учетная форма № 298 «Санаторно-курортная карта», учетная форма № 025/у и 086/у «Медицинская карта амбулаторного больного»; «Справка для поступающего в средние и высшие учебные заведения»; форма № 027/у «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного»; форма № 079/у «Медицинская справка на школьника, отъезжающего в оздоровительный лагерь», форма № 039/у «Дневник работы среднего медперсонала поликлиники (амбулатории), диспансера, фельдшерско-акушерского пункта; форма № 029/у «Журнал учёта процедур».

Кроме заполнения учетных форм и статистического анализа работы с ними, фельдшер на участке должен иметь журнал переписи детского населения, паспорт участка, картотеку с учетными формами № 63 на каждого ребенка, планом своей работы с детьми. План составляется в трех вариантах: на год, квартал и наиболее конкретный — на каждый месяц. В плане должны быть отражены организационные мероприятия, профилактическая работа, лечебный раздел, диспансерная работа, повышение квалификации и санитарно-просветительная работа.

В отчетных формах своей деятельности фельдшер должен отразить следующие разделы:

• численность детского населения (проводится каждые 6 месяцев);
• показатели наблюдения за беременными и структура их заболеваемости;
• структура заболеваемости новорожденных;
• показатели работы с детьми 1 -го года жизни;
• показатели работы с детьми 2-го года жизни;
• показатели работы с детьми, поступающими в школу;
• показатели работы с подростками;
• показатели и процент охвата детского населения профилактическими прививками;
• отчет по заболеваемости по нозолоогическим единицам;
• отчет по диспансеризации детского населения;
• отчет по работе с детьми из многодетных семей, опекаемых и социально неблагополучных семей;
• отчет по санитарно-просветительной работе.

При работе с детьми фельдшер должен исходить из того, что основные задачи в обслуживании и охране здоровья ребенка в настоящем и будущем — снижение детской заболеваемости и смертности, уменьшение количества трудопотерь родителей в связи с уходом за больным ребенком.

В практической работе удобнее пользоваться разработанной схемой оценки гармоничности физического развития по центильным таблицам.

При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень признака по его положению в центильном ряду. Показатели, попавшие в 25—75-ю центили, следует считать средними, в 10— 25-ю — ниже средних, 75—90-ю — выше средних, в 3—10-ю — низкими, в 90—97-ю — высокими.

Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и его длина попадают в 25-ю-75-ю центили, а также со средними величинами окружности груди и головы.
При дисгармоничном физическом развитии показатели массы и роста тела могут совпадать по средним величинам но не соответствовать возрасту ребенку. В этом случае он или превышает, или отстает по возрастным параметрам.

Выделение групп детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, особенно резко дисгармоничных) необходимо потому, что у них часто имеется нарушение деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других систем, и они подлежат углубленному обследованию и коррекции. Для таких детей разрабатываются индивидуальные планы лечения и оздоровления с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей.