Уход за детьми грудного возраста

Обслуживание и уход за детьми грудного возраста

Грудной период длится от 29-го дня жизни и до достижении 1 года. Для грудного периода характерны быстрые темпы физического психомоторного и интеллектуального развития. Профилактическое наблюдение за детьми до года лучше проводить в специально выделенные для этого профилактические дни. Ежемесячно ребенку проводят антропометрические измерения и оценивают степень его развития. В первые 3 месяца жизни необходимо организовать консультативный осмотр хирурга-ортопеда, окулиста и невропатолога. Ежеквартально рекомендовано проведение клинического анализа крови. При достижении ребенком 1 года вновь рекомендовано осмотреть его с привлечение специалистов, провести клинические исследования крови, мочи, кала. Особое внимание следует уделять детям, родившимся недоношенными, в асфиксии или перенесшим родовую травму. Контроль за состоянием здоровья детей до года и профилактику у них отклонений желательно проводить на основании определения групп риска.

Разработанная в Ивановской области система АТПК (акушерско-терапевтическо-педиатрический комплекс) позволяет прогнозировать и предотвращать определенную патологию у детей раннего возраста.

Существуют следующие группы риска:

• I — дети с риском повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушением состояния здоровья в период социальной адаптации;
• II — с риском патологии ЦНС;
• III — с риском возникновения рахита, анемии, дистрофии;
• IV — с риском врожденных пороков органов и систем;
• V — с риском гнойно-септических заболеваний в периоде новорожденности;
• VI — с риском аллергических заболеваний;
• VII—дети с неблагополучными микросоциальными условиями.

Разработана поисковая таблица, позволяющая определять группу риска как в антенатальном периоде, так и постнатальном. Для каждой группы риска определены профилактические, лечебно-оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия, откорректирована частота осмотров, консультации специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, а также длительность наблюдения.

В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно. Рост и масса тела нарастают в течение всего первого года жизни, но интенсивность постепенно снижается. В возрасте 1—3 месяцев рост ребенка увеличивается каждый месяц на 3 см, 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, 10—12 месяцев — на 1 см. В среднем за первый год жизни длина тела увеличивается на 25—30 см. Масса тела постепенно нарастает, в 4—5 месяцев удваивается, к году— утраивается и в среднем достигает 10 кг.

Длину тела и массу можно также рассчитать по формуле (И.В. Воронцов; А.В. Мазурин):

• длина тела детей первых 6 месяцев равна длине тела при рождении (50) + Зn (где n— число месяцев жизни);
• длина тела детей 7— 12 месяцев = 64 + n (где n— число месяцев жизни. Граница колебаний — + 4 см;
• масса тела для детей первых 6 месяцев: масса при рождении 3300(3500)+800хn (где n—возраст в месяцах);
• масса тела для детей 7—12 месяцев: 5800(6000)+400хn (где n— возраст в месяцах). Границы допустимых колебаний: в 3—6 месяцев + 1000г; в 7—12 месяцев + 1500 г.

Окружность головы у детей первого года жизни возрастает ежемесячно в среднем на 1 см, составляя к году 46—47 см, окружность грудной клетки возрастает ежемесячно в среднем на 1,2—1,3 см, достигая к году приблизительно 48 см.

Основные показатели физического развития ребенка можно также оценить по нормам, представленным в стандартных таблицах (центильных).

При наблюдении за детьми первого года жизни учитываются особенности развития скелета и его систем. У детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая, требует тщательного ухода. Терморегуляция организма несовершенна, легко наступает перегревание или переохлаждение при смене температуры окружающей среды.

Масса подкожного жирового слоя у грудных детей нарастает интенсивно, активны процессы гиперплазии (увеличение количества) жировых клеток, поэтому перекармливание способствует развитию ожирения.

В костной ткани содержится меньше минеральных солей, чем у взрослых. В определенной последовательности с возрастом появляются точки окостенения, кости становятся более твердыми. К 3— 4 месяцам постепенно уплотняются швы между костями черепа, к году закрывается большой родничок В позвоночнике еще не сформировались характерные изгибы. Грудная клетка имеет бочкообразную форму, ребра расположены горизонтально.

К 6—8-му месяцу начинают прорезаться молочные зубы. Сначала появляются нижние центральные резцы, затем верхние —вначале центральные, затем боковые, к концу первого года жизни — нижние боковые резцы. Годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. У некоторых детей прорезание зубов может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры и появлением жидкого стула.

Мышечная система грудного ребенка развита недостаточно. Гипертонус мышц-сгибателей верхних конечностей проходит в 2— 2,5 месяца, нижних конечностей — к 3—4 месяцам, и исчезает характерная поза ребенка с согнутыми конечностями.

Частота дыхательных движений у детей до года постепенно урежается: в возрасте до 3 месяцев она составляет 40—45 в минуту; 4—6 месяцев — 35—40 в минуту; 7— 12 месяцев —30—35 в минуту.

Частота пульса не превышает 125 ударов в минуту. У детей до года на одно дыхательное движение приходится примерно 3 удара пульса. В первые три месяца возрастает масса сердца за счет утолщения миокарда.

Артериальное давление увеличивается с 74/51, до 90/63 мм. рт. ст. Продолжают функционально и анатомически развиваться органы пищеварения. Увеличивается диаметр пищевода, масса желудка к концу года утраивается, функциональная емкость его к 3 месяцам достигает 100 мл, к году — 250 мл. Недостаточное развитие кардиального сфинктера способствует возникновению срыгиваний и рвот.

Увеличивается длина и функциональная активность кишечника, к 6 месяцам повышается активность вырабатываемых поджелудочной железой пищеварительных ферментов.

Печень у грудных детей относительно большая, ее масса к 10— 11 месяцам удваивается, край печени может определяться на 2 см ниже среднеключичной линии. К 4—5 месяцам увеличивается слюнотечение и слюноотделение.

Число опорожнений кишечника постепенно уменьшается с 6— 7 раз до 1—2 раз в сутки. Продолжает развиваться мочеполовая система, органы кроветворения, совершенствуется эндокринная система, развитие нервной системы происходит очень быстро. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Зрительно-ориентировочные реакции

• 1 месяц—кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.
• 2 месяца — следит взором за движущимися предметами, игрушками.
• 3 месяца — фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любых положениях.
• 4 месяца — узнает мать.
• 5 месяцев — отличает своих от чужих.

Слуховые ориентировочные реакции

• 1 месяц — вздрагивает при резком звуке или сигнале мигалки.
• 2 месяца — прислушивается.
• 3 месяца — различает тон, с которым к нему обращаются.

Эмоции

• 1 месяц — первая улыбка.
• 2 месяца — улыбается в ответ на речь взрослого.
• 3 месяца — в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями, звуками (комплекс оживления).
• 4 месяц — громко смеется.

Общие движения

• 1 месяц — попытки держать голову, лежа на животе.
• 2 месяца — хорошо держит голову 1—2 минуты в вертикальном положении.
• 3 месяца — хорошо удерживает голову, лежа на животе. Есть упор ног.
• 4 месяца — поворачивается со спины на живот.
• 5 месяцев — стоит, не подгибая ног, при поддержке подмышками, поворачивается со спины на живот.
• 6 месяцев — поворачивается с живота на спину, подползает.
• 7 месяцев — хорошо ползает.
• 8 месяцев — самостоятельно садится, сидит и опускается, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за барьер.
• 9 месяцев — ходит при поддержке за обе руки.
• 10 месяцев — влезает на небольшую поверхность и слезает с нее.
• 11 месяцев — стоит самостоятельно без опоры.
• 12 месяцев — ходит самостоятельно.

Движения руки и действия с предметами

• 3 месяца — случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
• 4 месяца — захватывает подвешенную игрушку.
• 5 месяцев — четко берет игрушку, висящую над грудью.
• 6 месяцев — свободно берет игрушку из разных положений.
• 7 месяцев — постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушку из одной руки в другую.
• 8 месяцев — долго занимается игрушками.
• 9 месяцев — действует с предметами по-разному: катает, вынимает в зависимости от свойств.
•10 месяцев — открывает, закрывает (коробку, матрешки), вкладывает один предмет в другой.
• 11 месяцев — складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки.

Подготовительные этапы развития активной речи

• 3 месяца — начинает гулить.
• 4 месяца — длительно гулит.
• 5 месяцев — продолжает долго гулить.
6 месяцев — произносит слоги «ма», «ба», начало лепета.
7 месяцев — произносит слоги «ма», «ба», много лепечет.
• 8 месяцев — произносит слоги «ма», «ба», громко повторяет различные слоги.
9 месяцев — подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.
• 10 месяцев — подражает разным слогам взрослого.
• 11 месяцев — произносит первые слова — обозначения «мама», «киса», «ав-ав».
• 12 месяцев — произносит 8—10 слов.

Понимание речи

• 7 месяцев — на вопрос «где» находит знакомый предмет в постоянно расположенном месте.
• 8 месяцев — по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания».
• 9 месяцев — знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает игрушки.
• 10 месяцев — знает назначение частей тела. Дает знакомый предмет по просьбе взрослого.
• 11 месяцев — выполняет элементарные требования взрослого.
• 12 месяцев — увеличивает запас понимаемых слов и выполнение требований взрослого.

Навыки и умения в процессах

• 6 месяцев — снимает губами пищу с ложки при кормлении.
• 7 месяцев — пьет из чашки
• 8 месяцев — сам ест и держит корочку хлеба.
• 9 месяцев — умеет пить из чашки, слегка придерживая ее рукой.
• 10 месяцев — пьет из чашки.
• 11—12 месяцев — сам берет и пьет из чашки.