Воспитание здорового образа жизни

Воспитание здорового образа жизни и профилактика различных заболеваний

Примерные темы бесед, проводимых на ФАПе

Воспитание здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний целесообразно проводить с беременными в форме индивидуальных бесед на дородовых патронажах и групповых занятиях (например, в «Школе беременных женщин»). Особое внимание на ФАПе следует уделять первобеременным женщинам, не имеющим навыков вынашивания физиологической беременности.

Беседы о гигиене беременной женщины и особенностях периода новорожденности желательно проводить не только среди самих женщин, но и среди членов их семей, особенно мужей в «Школе молодых отцов». Далеко не все мужчины имеют представление о том, на что должна быть направлена их забота о беременной женщине.

Примечание: «Уход за новорожденным ребенком» желательно проводить с практическим показом основ ухода на кукле, приготовленной заранее.
Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки и т. п. — словом, все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Большую помощь в работе на ФАПе могут оказывать санитарные активисты. Их хорошо готовить из числа школьниц-старшеклассниц. Теоретические занятия с ними проводят фельдшера на ФАПе или непосредственно в школах, а практические занятия — в детском отделении районных, участковых больниц или на фельдшерско-акушерских пунктах. По окончании занятий санитарные активисты получают зачет и удостоверения.

Для сельской местности численность активистов определяется из расчета: 1 активист на 1—2-х детей первого года жизни. Для этого населенный пункт делится на микроучастки, которые закрепляются за каждым активистом в районе его проживания. За активистами закрепляются в первую очередь дети из неблагополучных и многодетных семей. Знакомство активиста с семьей организуется в период, когда беременная женщина встает на учет. Санитарного активиста семье представляет фельдшер. Совместно с фельдшером санитарный активист проводит всю санитарно-просветительскую работу, направленную на охрану здоровья матери и ребенка. Среди школьников младших классов (с 1-го по 4-й) выбирается санитарный актив по соблюдению гигиенических норм в коллективе, санитарного состояния класса, он помогает в оформлении «Уголка здоровья», ведет «Экран чистоты».

В старших классах организуются санитарные посты и санитарные дружины, которые также являются основным помощником фельдшера по пропаганде здорового образа жизни, организации санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. По основным темам, пропагандирующим здоровый образ жизни, фельдшер в школе выступает на родительских собраниях, педагогических советах и среди самих школьников. Для наглядной агитации выпускают санитарные бюллетени, «Уголки здоровья», помогают и участвуют в «Олимпиадах здоровья».

Организация и планирование работы

Санитарно-просветительская работа на ФАПе должна проводиться по заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительской работы проводится на весь текущий год и на месяц.

В годовом плане предусматриваются основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляется конкретный план с названиями тем, методами их освещения.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должны способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия.